
Для любителей заработка в сети Интернет на платных опросах получить приглашение стать участником фокус-группы – большая удача! Учитывая сумму вознаграждения, это событие можно сравнить с «джекпотом в казино»…

«Фокус-группа» в широком смысле – это один из методов маркетинговых исследований, особенностью которого является глубинный (качественный) анализ объектов исследования – товаров, услуг, неких проблем. В узком – группа респондентов.
Количество участников фокус-группы обычно составляет от 8 до 12 человек, которые проходят специальный отбор по принципу однородности определенных характеристик, например, социально-демографических. При этом очень важно чтобы участники исследования небыли знакомы друг с другом или объединены общими интересами, идеями. Групповой опрос проводится специалистом (часто психологом) в специальном помещении.
Значение маркетинговых исследований посредством фокус-групп. «Обычное анкетирование» (уличное, на дому, платные интернет опросы) не всегда дает нужный результат. В такой способ можно легко получить количественную статистику, проанализировав ответы «люблю – не люблю, покупаю – не покупаю, пользуюсь – не пользуюсь» и т.д. А вот получить развернутые ответы, детально (исчерпывающе) объясняющие причины такого отношения к исследуемому объекту, по ряду причин проблематично. Например, в случае с «уличными опросами» – из-за дефицита времени, во-вторых – мало кто будет максимально откровенен с незнакомым человеком, в-третьих – это проблема охвата целевой аудитории и т.д.
Другое дело если группу людей – целевую аудиторию или фокус-группу разместить в уютном помещении, где ни что не будет отвлекать; дать возможность «пощупать», «понюхать», «попробовать на вкус» объект обсуждения; простимулировать (заинтересовать) группу финансово… – словом создать все условия для того, чтобы респонденты откровенно высказывали свое мнение.
Маркетологи, осознав важность сочетания качественных и количественных методов, используют классическую схему комбинирования: сперва проводится серия фокус-групп, затем основываясь на полученных результатах, составляются анкеты и проводится массовый опрос.
Онлайн фокус-группы. В настоящее время около 50% всех исследований рынка проводится с помощью специализированных интернет ресурсов – онлайн-панелей или сайтов платных опросов, многие из которых практикуют и такой метод маркетинговых исследований как «фокус-группа» (например Voprosnik.ru и Anketka.ru). Существует несколько форматов онлайн фокус-групп:
• В режиме чата/видео чата – аналог традиционной (оффлайн) фокус-группы. Исследование проводится на веб-сайте в режиме реального времени. Количество участников – обычно до 10 человек. Обсуждение контролируется модератором (ведущим), продолжительность 1-2 часа. Респонденту могут быть представлены материалы, имеющие отношение к данному исследованию: видеоролики, рисунки, таблицы, звуковые файлы и т.п. Одним из преимуществ такого формата является возможность клиента (заказчика исследования) в скрытом от участников режиме общаться с ведущим и вносить коррективы «на лету».
• В режиме форума – такая фокус-группа не имеет аналогов в оффлайне и является чисто сетевым методом маркетинговых исследований. Количество участников – от 25 человек и более, продолжительность – 3-5 дней, активность на форуме контролируется модератором. Респонденты отвечают на вопросы ведущего, комментируют высказывания других участников, вступают в дискуссии. Преимущества исследований в формате форума:
— Нет необходимости постоянно находиться онлайн: респонденту достаточно на протяжении дня в удобное для себя время несколько раз заходить на форум (как правило, минимальное время пребывания онлайн заранее оговорено).
— Взвешенность и обдуманность ответов благодаря растянутости исследования во времени.
— Клиент (заказчик) может вносить коррективы прямо по ходу исследования.
Рекрутинг участников. Поиск участников для оффлайн фокус-групп осуществляется посредством массовых опросов, приглашения знакомых или просто «случайных прохожих». Весь процесс занимает много времени и может стать настоящей проблемой для организаторов, ведь убедить «человека с улицы» принять участие в таком исследовании (потратить несколько часов и подъехать в указанное место) порой очень сложно даже за солидное вознаграждение. Все это обусловило появление групп из так называемых «постоянных участников» (как правило, родственников и друзей рекрутеров), которые в зависимости от направленности исследования выдают себя за тех, кем на самом деле не являются – подыгрывают тематике опроса, что негативно сказывается на качестве исследований.
Отбор респондентов для онлайн фокус-групп гораздо упрощен благодаря существованию онлайн-панелей – специализированных интернет ресурсов, пользователи которых согласились участвовать в маркетинговых исследованиях за денежное вознаграждение.
Оплата за участие в фокус-группе (как онлайн, так и оффлайн) – высокая! Иначе просто невозможно было бы заинтересовать определенные «категории» людей (владельцы дорогих автомобилей, например). Денежное вознаграждение, в зависимости от характера (тематики, направленности) исследования, составляет примерно от 50$ до 700$. За 1,5-2 часовое общение – это довольно приличная сумма даже по меркам состоятельных людей.
Добавить комментарий