Опасные игры.

Опасные игры.

В видеоиграх выигрышем является бонус — «дополнительная жизнь». Успешное прохождение уровня дает пропуск в следующий, а удачное завершение всей игры — звание победителя. При этом не надо денег, а риск только виртуальный — через идентификацию с героем. Несколько иначе обстоят дела с азартными играми, которые таят в себе скрытую угрозу…

Опасные игры.

В сознании большинства людей азартная игра — это развлечение. В то же время, в психологии известны такие термины как «гемблинг» и «лудомания», что означает пристрастие к азартным играм, зависимость от них.

Когда же развлечение перестает быть развлечением и превращается в болезнь? Зависимость развивается постепенно. Наблюдаются симптомы привыкания: все труднее сопротивляться искушению, необходимо повышать ставки, играть все чаще. Игру невозможно прекратить ни после крупного выигрыша, ни при условии постоянных проигрышей (потеря контроля). Если по каким-то причинам нет возможности поиграть, возникает синдром отмены — тяжелое состояние, которое проходит только после включения в игру.

Давайте разберемся в особенностях игрового поведения. Так, для начала игры в казино ведущим является желание «сорвать большой куш», а для тотализатора — легкие деньги. Переход от благоразумия к болезни — не осознается и не контролируется. Сознание человека не может объективно отследить очень медленные процессы внутреннего перерождения. Болезнь крадется медленно, как хищник на охоте. Человек привыкает к этим прогрессирующим изменениям, и ему кажется, что он такой же как всегда. Причем, каждый выигрыш ускоряет течение болезни. Бывшие игроки, прошедшие лечение от игровой зависимости, в один голос заявляют: не дай Бог Вам выиграть!

Рассмотрим этапы формирования игромании.

Первая фаза называется инициальной и длится от года до нескольких лет. Это этап знакомства человека с азартными играми: все может закончиться благополучно (ничем) или привести к развитию зависимости (переходу к следующей фазе). Все зависит от личности игрока, возраста, вредных привычек, материальных условий, вида азартной игры.

Постепенно, первая фаза заменяется второй — фазой гиперкомпенсации. Термин «гиперкомпенсация» означает, что зависимый от игры (игроман) пытается решить проблемы, связанные с игрой, с помощью психологической защиты, что в психологии так и называется — гиперкомпенсация. Что происходит? Вместо того чтобы избавиться от проблемы раз и навсегда, человек упорно начинает растрачивать все больше эмоциональных, материальных, временных и других ресурсов. Этап гиперкомпенсации у большинства игроков продолжается 3-5 лет от начала игры.

Опишем особенности поведения игромана на этапе гиперкомпенсации. Значительная часть времени посвящена игре, размышлениям о ней, фантазиям о выигрыше. Именно поэтому в жизни игромана катастрофически не хватает времени на общение с семьей, друзьями. Ему некогда заниматься профессиональным развитием. Меняется отношение к процессу игры. Теперь это уже не просто развлечение, а «серьезная» деятельность, ведь игра становится едва ли не единственным средством заработка и расходы на нее увеличиваются. Поскольку своих денег не хватает, подключаются другие возможности: долг, закладывание имущества. Меняется отношение к проигрышу. Теперь он не останавливает игромана, а наоборот — побуждает к дальнейшей игре. Если в кармане — рубль, то и ставка будет рубль, если миллион, то — миллион! В психологии этот феномен называется феноменом «эмоциональной качели». Игрок «раскачивает» свои эмоции с помощью азартной игры и получает от этого удовольствие. Игрок уверен, что полностью контролирует ситуацию, однако его личность постепенно начинает искажаться: нарушаются моральные принципы, человек замыкается в себе. Жизнь начинает двигаться в неизвестном направлении…

Третья фаза патологической азартной игры является заключительной. Ее продолжительность — от года до нескольких лет. Называется она фазой декомпенсации, или фазой отчаяния. Теперь уже любые суммы, не важно — своих или чужих денег, расходуются на игру. Если игрок получил зарплату, он не может донести ее домой. Наблюдается полная потеря контроля над ситуацией, бессилие. Игра прекращается только тогда, когда заканчиваются деньги. Данному периоду присущи следующие эмоциональные проблемы: чувство неполноценности, депрессия, раздражительность, замкнутость, бессонница. Возникают мысли о суициде. Истощаются материальные, социальные и психологические ресурсы. Наступает изоляция и одиночество.

Интересный факт. Азартные игры это в основном — ловушка для людей с низким интеллектом: в азартной игре (с ее элементарными правилами, где все зависит от случая) и дурак, и умный находятся в одинаковых условиях. Но это только на первый взгляд: интеллектуально развитым людям гораздо проще прекратить бессмысленную трату денег.

Запись опубликована в Без рубрики.